четверг, 26 июня 2014 г.

Дуг Лемов "Мастерство учителя" - книга для летнего чтения

Ищи, какова бы ни была твоя ситуация. О жаждущий, постоянно ищи воду. Наконец придет время, когда ты достигнешь источника. 

Джалаледдин Мухаммад Балхи Руми

Учитель, как жаждущий в пустыне, постоянно находится в поиске ответов на вопросы: как увлечь учеников объяснением нового материала? как добиться хороших результатов? как помочь ребенку найти себя? Книга «Мастерство учителя» Дуга Лемова, выпущенная издательством «Манн, Иванов и Фербер», написана, чтобы ответить на сложные вопросы, волнующие педагога.
Состоит книга из двух частей:

Часть I. Становление мастерства учителя: основные методики

Часть II. Как научить учащихся читать с максимальной пользой: важнейшие навыки и методики

В первой части речь идет о разных педагогических приемах, которые могут помочь учителю:
  • в планировании урока и постановке целей (Особенно понравился прием «Двойной план», рекомендующий продумывать не только действия учителя на уроке, но и ВСЕ действия учеников),
  • в повышении мотивации обучающихся (Хорош прием «Зацепка», о нем поговорим ниже),
  • в достижении целей обучения (Заинтересовал прием «Вегас»: «Вегас» — это искра, это момент урока, когда учитель использует те или иные элементы шоу: музыку, свет, ритм, танец. Эта методика привносит в урок элемент магии) и т.д.

Вторая часть книги посвящена решению проблемы чтения. Не могу сказать, что все предлагаемые "навыки и методики" второй части были мне интересны. Со многим я не могу согласиться (Например, термин "осмысленное чтение" понимается автором как "контролируемое, умеренно экспрессивное и эффективно используемое". У меня отношение к этому термину иное). Однако и в первой, и во второй частях я нашла описание различных форм работы, которые мне полезны.

Приемов в книге множество. Далеко не все мы возьмем в свою копилку, но что-то обязательно вызовет интерес у ищущего учителя.
В дальнейшей жизни вам наверняка придется слышать образное выражение «руки в крови», но оно вовсе не означает, что у человека действительно кровь на руках. Это значит, что на него возлагается вина за чью-то гибель. Так вот, эту метафору Шекспир придумал четыреста лет назад, когда писал эту пьесу. Теперь, когда, читая ее, вы подойдете к сцене, в которой Макбет пытается смыть кровь с рук, знайте, что это слова, которые вот уже несколько столетий считаются великими и незабываемыми.
У вас не возникло желания перечитать пьесу Шекспира "Макбет"? Найти ту самую сцену, где Макбет пытается смыть кровь с рук? Вспомнить, кто и по чьей вине погибает в трагедии английского драматурга? Думаю, что многим, как и мне, захотелось взять с полки томик Шекспира и перелистать страницы, перечитать некоторые пьесы. И это не случайно. Чтобы заинтересовать школьников предстоящим чтением, учитель использует "фронтальную загрузку» и "фокусные точки", примеры которых и приведены выше. По мнению автора книги, такие приемы помогают еще до чтения художественного текста обратить внимание учеников на важные для понимания произведения моменты.

На первый взгляд, в использовании такого приема нет ничего сложного. Но это только на первый взгляд. Ведь найти важный момент, интересно о нем рассказать, увлечь своим рассказом школьников не так-то просто.
Читая книгу, вспомнила мастер-класс известного учителя литературы Олега Парамонова, который в совершенстве владеет приемом создания интриги и великолепно использует свое умение на уроке. Посмотрите мастер-класс до конца, вы не пожалеете.


У каждого ли педагога есть в запасе история для "фронтальной загрузки"? Было бы интересно обменяться сюжетами.

Другой прием, чем-то напоминающий "фронтальную загрузку", - прием "Зацепка". Чтобы "зацепить" ученика, вызвать интерес к изучаемому материалу, Дуг Лемов предлагает познакомиться с 6 вариантами зацепок. Одна из них - "Реквизит":

Оживить рассказ интересным реквизитом, надев куртку, которую мог носить главный герой литературного произведения (или не мог — «Ребята, кто скажет, почему?»); принести на урок глобус и фонарик и продемонстрировать вращение Земли вокруг Солнца, и так далее и тому подобное.
Используете ли вы такие "Зацепки"? Я в одежду литературных героев ни разу не наряжалась (на мой взгляд, для этого нужно иметь талант актера, чтобы быть не нелепым, а убедительным), а вот разные предметы на уроки ребятам носила. При изучении иноязычной лексики пускала по рядам настоящие пуанты (многие ученики держали в руках балетную обувь впервые), приносила кастаньеты и давала пощелкать ими на уроке всем желающим.

Но больше всего шестиклассники получили удовольствия, когда им самим дали возможность принести из дома предметы, названия которых пришли в русский язык из других языков. :)

Чем хороша книга "Мастерство учителя"?
На какие-то из описанных приемов обращаешь внимание, понимания, что раньше применял это в своей практике интуитивно. Что-то открываешь для себя новое, а это движение вперед. С какими-то приемами не соглашаешься, и это тоже хорошо. Ведь есть возможность убедиться в том, что, работая с детьми, ты имеешь собственную систему, стиль преподавания, принципы работы.

Что мешало чтению?
Ошибки. Они могут показаться незначительными, но мне мешали, отвлекали от сути. Например, вот такая:Да, вы обязаны обращать внимание на недопустимость сленга, исправлять синтаксис, словоупотребление и грамматику, даже если уверены, что в некоторых ситуациях отклонение от стандарта приемлемо...
Синтаксис-это один из разделов грамматики, поэтому в ряду однородных членов употреблять эти понятие неуместно.

Иное, чем у меня, отношение к ученикам. Встречала приемы в книге, которые неприятно удивляли.
Некоторые учителя, чтобы напомнить детям о необходимости использовать полные предложения, применяют код «как грамотный человек». Например: «Кто может сказать мне то же самое, но как грамотный человек".
На мой взгляд, такая формулировка просьбы оскорбительна для учеников. И в первую очередь для тех, кто дал краткий ответ на прозвучавший в классе вопрос, ведь исходя из предлагаемой формулировки, ответивший грамотным человеком не является...

Стоит ли читать книгу, которая заставляет вести с автором не только диалоги, но и бурные споры?
Ответ однозначный - стоит! В моей домашней библиотеке такая книга точно появится.

6 комментариев:

  1. Елена, нам очень нравится ваш блог! Мы вручаем вам блоггерскую награду Liebster Blog Award!. Подробнее в блоге "Что творим в библиотеке!" http://chtotvorimvbiblioteke.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, очень неожиданно... Принимаю эстафету.

      Удалить
  2. Лена, такой отзыв у тебя глубокий получился. Прочитала с удовольствием, сравнивая со своими впечатлениями о книге...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, спасибо большое. Об этой книге хотелось написать больше, но мне кажется, что другим читать затянутое повествование тяжело, поэтому сильно сократилась. Я тоже сравниваю впечатления всех, кто книгу прочитал. Очень интересно! Каждый из нас обратил внимание на разные вещи, по-моему. Хотя во многом мы совпали.

      Удалить
  3. Елена,согласна с Вами: действительно, при чтении книги мы обращаем внимание на разные вещи (все-таки люди разные), но общая тональность отзывов одинакова. Спасибо за Ваш отзыв: после него обратила внимание на то, что у меня осталось за кадром.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за Ваш отзыв, Елена! Прочитываю все отзывы на эту книгу, после того, как опубликовала свой, и ищу места, которые пропустила или не отдала должное.

    ОтветитьУдалить